Последние беседы с Ниссаргадаттой Махараджем. Перевод Михаила Медведева. ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ.

Maharaj nisargatta

26 июля 1980

Посетитель: Я пришёл к Махараджу в надежде, что он поможет мне положить конец этому поиску.

Махарадж: Поведайте мне, что вы уже поняли?

П: Это всё концепции, это всё иллюзия.

М: Да.

П: Я не верю в процессы, требующие времени и дисциплины, я прошёл через всё это. Я хочу, чтобы это всё закончилось.

М: Тот базовый факт, что вы не являетесь этим телом, должен быть ясен для вас сейчас. Вы работаете в мире и считаете, что вы тот, кто выполняет работу, но в действительности происходит следующее: жизненная сила, когда она выступает в форме слов и мыслей, — это ум. Таким образом, действующим принципом является этот прам-ум, ум силы жизни. Бытие-сознание — это Бог, свидетельствующий силу жизни и ум за их работой. Он не вмешивается, а только лишь наблюдает. Причина вашего несчастья в том, что вы думаете так, будто бы это работаете вы.

П: Я понимаю, что что бы я ни сказал, это будет концепцией, поднимающейся из моего сознания.

М: То, что вы есть, и то, что мир есть, — эти оба являются концепциями. Вы должны это знать.

П: Каким образом работает это знание? То есть, вот вы говорите мне слова, и возникает чувство понимания. Это целиком ментальный процесс? И всё же нечто наблюдает всё это?

М: Ум способен понимать из-за присутствия сознания.

П: Следовательно, это всё происходит автоматически?

М: Это так. Ум истолковывает концепции, какими бы они ни были, а основа — это сознание, на почве которого концепции произрастают в моменте.

П: Так чего же такого мы должны достичь, раз мы не способны никак повлиять на это сознание и не можем дотронуться до него ни руками, ни словами? Оно там всё время, и сейчас также. Так для чего же мы здесь? Действия принадлежат уму, это ясно, это всё происходит на автомате. Теперь я ясно вижу. Я хотел бы, чтобы этот ум сдался сознанию. Вы понимаете?

М: Всё это концептуализирование, вся эта артикуляция — они имеют место лишь после того, как возникла первая идея, о том, что вы есть. Какова была ваша позиция перед тем, как эта концепция взошла? Были ли у вас тогда какие-либо идеи, какие-либо нужды?

П: Это как глубокий сон?

М: Идея о том, что это как глубокий сон, не является неверной, однако это всё ещё просто идея. Первоначальное состояние находится за пределами всех концепций.

П: Что является действительным сейчас?

М: Само то, что вы бодрствуете сейчас, — это концепция в настоящий момент. Позвольте этому утонуть обратно.

П: Это фильм.

М: Идите назад к источнику: прежде, чем эта концепция бытия, «Я Есть», взошла, каково было вам?

П: Я не знаю.

М: То, что вы не знаете, то является правильным состоянием. Всё, что бы ни пришло после приобретения этого сознания, проходит очень быстро — это всё бесполезно, само сознание бесполезно.

П: Таким образом, поиск и все его возможные аспекты также бесполезны?

М: Отбросьте каждую мысль, каждый опыт, всё, что случилось после того, как это сознание пришло. Кроме как отбросить всё это как бесполезное, нет никакой нужды что-либо делать, нужно лишь только это твёрдое убеждение, в которое вы погружаетесь всё больше и больше.

5638412

1 августа 1980

Махарадж: Все ваши мирские и духовные действия базируются на индивидуальном самоопределении. Вы, оставаясь в качестве индивидуальности, хотите получить для себя освобождение.

При этом вы остаётесь как личность, и в этом сложность.

Вы можете думать так, будто бы вы получили это знание, но до тех пор, пока вы считаете, что это знание получили вы, как личность, до тех пор ваше отождествление себя с обособленной индивидуальностью никуда не делось.

Тот, кто сделал определённый прогресс, который дал ему ощутимые результаты, — это йогин. Однако поскольку его образ себя остаётся, он удовлетворяется тем, чего достиг в качестве индивидуальности.

Вы должны постигнуть оба аспекта этого бытия — как низшую физическую природу, из которого прибыло бытие, так и сознание, которое не знает границ в своих проявлениях, несмотря на то, что оно является лимитированным состоянием по своей природе.

Как же может тот, кто осознаёт свою истинную природу и весь её потенциал, быть удовлетворён чем-либо, что может предложить ему это ограниченное состояние?

И более того, потенциал его пребывания Абсолютом настолько велик, что люди даже не способны вообразить каково это быть в Абсолюте, на что это может быть похоже, — следовательно, они могут помыслить о нём лишь как о его сознательном аспекте.

Посетитель: Как нам узнать, что мы пребываем сознанием?

М: Прямо сейчас вы в этом состоянии, однако вы всё время пытаетесь судить всё через тело-ум. Вы всё ещё привязаны к телу-уму. Даже если вы проживёте сто лет, вы всё ещё будете хотеть продолжения, хотя бы ещё годиков пять. В Абсолюте же нет нужды ни в чём, даже в том, чтобы знать себя.

П: Должна же быть причина в том, что это временное состояние выходит из Абсолюта?

М: Из-за трения или взаимодействия пяти элементов возникает эта временная фаза. К примеру, вот были два близких друга, чья дружба длилась долгие годы. Но вот внезапно возникает некое трение, некоторое разногласие, и тут же они ссорятся, и начинается драка.

П: В момент смерти может присутствовать очень травматичный опыт, как физически, так и ментально.

М: Не всегда так. Для того, кто очистил свой ум ото всех концепций, для того смерть будет блаженной.
Вы приобрели так много опыта и духовной мудрости, тем не менее, даже со всем этим, в момент смерти вы откроете свой дневничок, где вы записали всех своих близких.

П: С вашим благословением я умру спокойной смертью и никого не вспомню.

М: Поселитесь в высшем состоянии. Вам не нужно ничего делать, только слушать. Если вы слушаете правильным образом, всё само случится. Я рассказал вам чем является это сознание: это результат игры пяти элементов. Эта сознательность есть продукт этого тела пищи, а вы сами этим не являетесь. Так зачем волноваться насчёт отбытия этой сознательности?

Понятно ли вам, что вы являетесь свидетелем сознания, которое проявилось на вас? Вы не сознание, вы также и не знание, ваша природа — Садгуру.

Сознание не может быть отделено от мира или Вселенной, они одно и то же. Это моя майя, она вышла из меня, и я знаю, что я не майя. Я свидетель этого, это всего-навсего моя игра, но я не являюсь игрой.

Окончательный смысл всей этой садханы — это вы. Вы то, что есть. Никто до сих пор не написал книгу об этом, некоторые могут попробовать это сделать после этого момента. Однако тот, кто собрался писать об этом книгу, должен иметь научный подход.

Тем знанием, что явилось ко мне, я наигрался сполна, и каков окончательный плод всего этого знания? То знание клеймили: «У тебя болезнь и вскоре ты уйдёшь», так что я знаю природу этого знания, которое явилось ко мне. Обнаружьте это для себя сами. Я танцевал с этим знанием, я звал его Богом, а теперь это знание клеймили как больное, однако я знаю чем я являюсь — моё положение прежде этого. Я пожаловался своей природе, и моя природа ответила: «Это всё лила (игра), тебе ничего не нужно с этим делать». Само сознание бесчестно, так что мне делать с ним? Я — это основа. Люди думают, что я причина, но ведь я не причина, я — основа.

П: В Джняни бытие достигло состояния не-бытия, но всё же феномены будут происходить, так как же действовать?

М: Это сродни тому, как действовать в мире сна. В мире сна всё происходит, вы не делаете ничего. Из того наивысшего состояния случается лишь свидетельствование бытия и свойственных ему функций.

Nisargadatta_Maharaj_059

8 августа 1980

Посетитель: Необходимо ли нам иметь твёрдую веру в то, что за пределами сознания есть некое состояние?

Махарадж: Абсолют там в любом случае, так что не стоит вопроса о том, чтобы вы имели веру, — Абсолют уже там.

П: Преобразует ли твёрдое убеждение это сознание в Абсолют?

М: Есть лишь одно состояние, не два. Когда «Я Есть»-ность здесь,

то в этом сознании вы будете переживать много разного опыта, однако «Я Есть» и Абсолют — это не два. На Абсолют находит это состояние «Я Есть»-ности, и тогда имеют место переживания.

Абсолюте нет индивидуальности, нет памяти о том, что «я это» или «я то», однако там есть своего рода продолжающееся помешивание.

Я не говорю ничего из того, что может быть расценено как слухи, также ничего такого, что было прочитано где-то или заверено в писаниях. Всё, что я говорю, исходит из моей собственной Самости.

С точки зрения Абсолюта, лишённого знания «Я Есть», что бы ни происходило, является всепроникающим, беспредельным, всеохватывающим. В сфере бытия начинается дробление, и это становится ограниченным и обусловленным, поскольку в этом бытии мы пытаемся претендовать на все действия как на свои.

Абсолюте у меня не будет случая заявить, что я существую, поскольку Он в вечности. Мне не придётся давать никаких комментариев насчёт моего бытия. По причине существования состояния Абсолютного Парабрахмана множество воплощений приходили и уходили, однако Абсолют остаётся всё таким же незапятнанным движениями всех этих воплощений.

П: Какова цель всего этого Творения?

М: Это слова искреннего ищущего, а не того, кто закрепился в истине. Из бесконечно малого семечка выросло потрясающих размеров дерево. Станет ли семя отрицать дерево, ветки, листья и т.д., утверждая, что это не я, это не моё? Это всё случилось спонтанно. Позвольте этому происходить.

П: Является ли это «Я Есть» порогом, перешагнуть который необходимо, чтобы достичь Абсолют?

М: Абсолютное состояние не может быть достигнуто. Это ваше собственное состояние. С Абсолютным состоянием случилось наблюдение сознания.

П: Как долго надо практиковать?

М: Как долго вы практиковали, чтобы стать женщиной? Первый этап — это превзойти ощущение этого тела-ума, это легко, однако превзойти сознание очень сложно. Бытие — это очень могущественное потенциальное знание, именно по причине его вы можете иметь всё прочее знание, следовательно, очень тяжело избавиться от такого знания.

П: Отделено ли оно от Непроявленного?

М: С вашей точки зрения оно отделено. С моей точки зрения нет. Шри Кришна сказал, что то, что есть, — это лишь Я Сам. Сагуна и Ниргуна — оба только Я. Это касание бытия — временная фаза. Исследуйте этот момент. Как вообще случилось это бытие?

Nisargadatta-Maharaj-184

21 августа 1980

Махарадж: Я не сильно заинтересован в том, чтобы люди оставались дольше, чем восемь или десять дней. Что бы они ни поняли, они должны сначала переварить это в себе, иначе последующие беседы до них просто не дойдут.

Предположим, этот человек обрёл знание, покинул это место и ушёл куда-либо ещё, он не будет способен оставаться один — он будет стремиться к чьей-либо компании, так, чтобы он мог доставить кому-то своё духовное добро. Он будет желать компании других, с кем можно обсудить духовное, в противном случае он будет чувствовать себя очень несчастным. А будете ли счастливы и удовлетворены вы, если не повстречаете других садхак?

Посетитель: О да. Является ли это необходимым порогом для серьёзного ищущего — пройти через стадию, где он хочет поделиться знанием с другими?

М: Это часть процесса, но это тоже должно закончиться. Наивысшее состояние — это нерождённое состояние, в котором нет переживания ума. Исследуйте эту концепцию «Я Есть». В этом процессе попытки обнаружить свою истинную природу, вы можете в конечном итоге даже сдать Самость, и как результат этой сдачи Самости — вы есть То.

[Махарадж смотрит за воробьями на подоконнике]

Сознание, оживляющее воробья, и сознание, оживляющее это тело, — это одно и то же. Здесь инструмент побольше, там поменьше. Эти воробьи планируют поесть, их животики не полны. Все живые виды страдают, само Творение есть страдание. А все эти концепции насчёт перерождения… Перерождается ли дождь? Огонь? Воздух? Если коротко, то это просто трансформации пяти элементов, вот это вы можете называть перерождением.

В процессе этого духовного поиска всё случается в сфере этого сознания. В качестве кульминации вы в конце концов наткнётесь на состояние Абсолютного Парабрахмана, который лишён желаний.

Я понял и превзошёл бытие. Предположим, я проживу ещё сто лет. Бодрствование, сновидение и сон — в чём вообще польза всего этого? Я этим сыт по горло.

Я не держу для себя какого-то эксклюзивного определения. Какую бы личность я ни имел, это будет принадлежать игре пяти элементов, и это универсально. Поскольку немногое можно сказать из моего состояния, я не задерживаю людей надолго. Я выдаю им порцию знания и говорю им идти. На этом уровне, это глубочайшее знание они не способны понять. Какую пользу они из этого вынесут? ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: